Основы православного воспитания
“Воспитывать человека – значит определять судьбу нации.”
Святейший Патриарх
Московский и Всея Руси Алексий II.
«Православное воспитание детей в ДОУ»
В настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнерства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования детей.
Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.
Важность введения основ православной культуры в детском саду вызвана необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и общего образования, т.к. с 2012 г. во всех школах России введен новый курс дисциплины «Основы православной культуры и этики».
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
Цель: Создание организационно-методических условий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям в рамках апробации содержания программ, направленных на ознакомление с основами православной культуры.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, выделяются следующие задачи:
- Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность );
- Формирование первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории;
- Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека;
- Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.
- Содействие освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
- Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;
- Содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости, проявлению этих чувств.
- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники.
Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы, Масленицы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.
Наши дети должны знать историю нашей страны, в том числе историю и традиции праздников. К Пасхе- Светлому Христову Воскресению готовятся все. Даже люди, далекие от религии, готовятся к этому святому празднику, поздравляют своих родных и знакомых, тем самым приобщаясь к самому главному церковному празднику христиан. В преддверии праздника Светлой Пасхи в нашем дошкольном учреждении дети своими руками делали поделки к светлому празднику.
Результатом работы по духовно-нравственному воспитанию за 2022-2023г. заключается в усвоении воспитанниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятии зла . В комплексе идет целостное формирование духовно-нравственной личности ребёнка. Конечно же, не все в нашей работе пока удается, есть над, чем поработать:
* повысить компетенцию педагогов по духовно-нравственному воспитанию;
* расширить взаимодействие с родителями;
* пополнить материально-техническую базу ДОУ
По итогам 2021-2022г. можно сделать вывод:
* Все дети имеют представление об устном народном творчестве, используют его в повседневной жизни;
* Вырос процент детей проявляющих устойчивый интерес к истории своего народа, к народным промыслам, дети правильно называют предметы быта старины, понимают их назначение;
* Большинство детей правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла, однако затрудняются их применять в самостоятельной деятельности;
* Увеличился процент детей, которые правильно называют членов своей семьи, определяют родственные отношения, но не все дети знают традиции своей семьи;
*Снизился процент детей не имеющих представление о церковных православных праздниках, иконах, выросло число детей знающих смысл украшения рождественской елки.
В целях реализации православного компонента в дошколном образовании -25 Апреля 2023 года в МБДОУ «Детский сад № 31» ИМО СК проведён праздник «Пасхальное чудо».
Дошкольники познакомились с особенностями православных традиций христиан в России. Дети исполнили пасхальные песни, читали стихи, играли в народные игры. Всех участников очень заинтересовала выставка рисунков и поделок «Пасхальное чудо», где приняли участие не только педагоги и дети, но и родители (законные представители).
Педагогическое сообщество ДОУ, приобщает дошкольников к истокам православной культуры, воспитывая в детях толерантность в многонациональном социуме России.