О чем дети будут помнить всегда...
Жизнь человека состоит из миллионов воспоминаний детства, полученных в окружении семьи, друзей и просто разных людей, даже порой незнакомых. Далеко не все воспоминания вызывают улыбку, но все же среди них есть удивительно счастливые моменты, о которых мы будем помнить всегда.
Если мы хотим, чтобы и у наших детей в будущем были такие воспоминания, то нам нужно делать не так уж и много:
1. Читать им. В чтении ребенку есть своя магия. Книги создают мир, частью которого становится каждый читающий. Поэтому неважно, сколько лет ребенку, нужно читать ему, читать вместе с ним, просто читать...
2. Слушать их. В современном сумасшедшем мире так легко сказать: «Подожди секунду, мне некогда!», а реальность такова, что ничего не изменится ни через секунду, ни даже через минуту, и ребенок так и остается без желаемого внимания. А когда мы вроде бы готовы выслушать, то ребенок уже или перехотел рассказывать или даже забыл, что хотел сказать. Дети просто желают поделиться с родителями какими-то своими, очень важными для них вещами. Для взрослых это кажется неважным и ненужным, но для малышей является приоритетным! Поэтому прежде чем сказать ребенку: "Подожди", нужно подумать о том, что телефон, компьютер, социальные сети и телевизор не обидятся, не получат душевные травмы. А дети – да.
3. Обнимать их. Неважно, маленькие мы или большие, но мы все нуждаемся в объятиях. Каждый ребенок индивидуален, кому-то одного объятия в день будет более чем достаточно, других же нужно обнимать намного чаще... Только не нужно спрашивать, обнять или нет! Скажите: «Я хочу тебя обнять!» и обнимайте. Объятия — это символ не только любви, но еще и уверенности, защиты и просто счастья.
4. Создавать семейные традиции. Например, устраивать раз в неделю вечер кино, когда вся семья, вооружившись попкорном, смотрит вместе фильмы. Поверьте, это не будет просто просмотром, но прекрасной семейной традицией.
5. Делить трапезу. Время летит быстро, домашние хлопоты занимают много времени, а работа съедает все остальное. В силу разных графиков и просто желаний членов семьи, оказаться всем сразу за одним столом становится сложно. В результате дети перекусывают хлопьями, хот-догами, мороженым и т.д. Но даже не это самое страшное! Важно то, что отсутствие совместных трапез самым негативным образом сказывается на отношениях в семье, на доверительности и теплоте. Поэтому нужно выбрать хотя бы один прием пищи, будь то завтрак, обед или ужин, и всегда проводить его всем вместе.
6. Говорить им, что они самые любимые на свете. Детям так важно знать и помнить, что для своих родителей они избранные.
7. Праздновать! Опять же, все дети разные и достижения у них разные. Кто-то в 5 лет читает лучше, чем кто-то в 10 лет. Кто-то успешен в спорте, а у кого-то просто аллергия на мяч. Кто-то лучший ученик в классе, а кто-то занимается с репетиторами. Но у каждого ребенка есть что-то, что удается ему хорошо, и чем бы это ни было, родители должны это поддерживать, устраивая ребёнку пусть небольшие, но праздники (например, торжественное чаепитие с тортиком, поход в парк, зоопарк и так далее), мотивируя его для достижения новых вершин.
8. Играть вместе. Все дети любят играть, но взрослым детские забавы обычно кажутся неинтересными. Но нужно просто найти то, что будет приносить удовольствие всей семье - настольные игры, походы, рыбалка, отдых на природе, игровые виды спорта, езда на велосипеде, чтение, просмотр фильмов, любая деятельность, которая обеспечит веселое времяпровождение и объединит всех, создавая воспоминания, которые дети никогда не забудут.
9. Помнить о своих обещаниях. Да, мы столько всего обещаем и так часто забываем это сделать... А жизнь детей состоит из моментов, и эти ситуации становятся очень болезненными для них... Поэтому все те мероприятия, которые исключительно важны для ребенка - собрания, дни рождения, репетиции, конкурсы, спортивные соревнования, конференции, не должны быть забыты родителями никогда! И для детей станет самым важным именно тот факт, что о нем помнят, не забыли...
10. Любить их. Любовь порождает любовь. Но мало просто сказать ребенку, что вы его любите и потом продолжить его игнорировать, пренебрегать его желаниями и рассказами, отмахиваться от просьб. Любовь нужно показывать в каждом слове, жесте, взгляде, поступке...
Почему нужно оградить ребенка от гаджетов до 13 лет?
Подавляющее большинство родителей уверены, что телефон, телевизор или компьютер - идеальный способ занять ребенка. В этой статье приведены доводы большинства педиатров о том, почему такой выбор - грубейшее заблуждение, которое только вредит умственному и физическому развитию детей. Также вы узнаете, сколько времени "в цифрах" положено ребенку от рождения до совершеннолетия при "общении" с гаджетами.
Неверное стимулирование мозга
Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.
Задержка в развитии
Статичное времяпрепровождение влечет за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития. Подвижность же улучшает внимание и способность к познанию нового. Ученые утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.
Ожирение
Телевидение и компьютерные игры - пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые балуются портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще. Шутки шутками, но среди детей с лишним весом в 30% случаев будет диагностирован диабет, а вдобавок к этому лица, страдающие ожирением, подвергаются более высокому риску раннего инсульта и сердечного приступа, серьезно сокращая продолжительность своей жизни. Ученые бьют в колокола, призывая всех и каждого следить за тучностью детей, ведь первое поколение XXI века имеет большие шансы умереть раньше своих родителей.
Потеря сна
Сухие цифры говорят, что 60% родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а три четверти семей разрешают детям таскать за собой электронику в кровать. Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию. Ученые ставят недостаток сна наравне с недоеданием: и то, и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на усвоении школьных уроков.
Психические заболевания
Ряд зарубежных исследований проводят четкие параллели между видеоиграми, интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодежи. Так, игромания становится причиной неудовлетворенности жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий. Этот список психических недугов можно смело дополнить биполярным расстройством, психозом, поведенческими отклонениями, аутизмом и расстройством привязанности, то есть нарушением тесного эмоционального контакта с родителями.
Агрессивность
Повторим избитую истину: жесткость на ТВ и в компьютерных играх находит свое отражение в реальной жизни. Просто внимательно взгляните на участившееся физическое и сексуальное насилие в современных онлайн-СМИ, фильмах и телепередачах: извращения, надругательства, пытки, истязания и убийства. Ребенок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное, множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект - агрессия может проявиться далеко не сразу.
Цифровая деменция
Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трех лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. Постоянный поток быстрой информации приводит к изменениям головного мозга, а после к деменции - снижению познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.
Зависимость
Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания от взрослых часто компенсируется все теми же гаджетами и цифровыми технологиями. В отдельных случаях малыш сам становится зависимым от портативных устройств, интернета и телевидения. Каждый одиннадцатый ребенок в возрасте от 8 до 18 лет — «цифровой наркоман».
Вредное излучение
В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B «возможно канцерогенных для человека» факторов. Однако следует учитывать, что дети более чувствительны к различным негативным воздействиям, поскольку их мозг и иммунная система все еще развиваются. Поэтому, говорят ученые, нельзя равнять риски для молодого и уже сформировавшегося организма. Также обсуждается мнение о том, что радиочастотные излучения должны быть реклассифицированы как 2А (вероятный канцероген), а не текущий 2В.
В заключении предлагаем таблицу с рекомендуемыми временными рамками, которые являются приемлемыми для детей разных возрастов.
Возраст | ТВ без насилия | Мобильные гаджеты | Видеоигры без жестокости / с насилием | Онлайн насилие и/или порнография |
0-2 | - | - | - | - |
3-5 | 1 час в день | - | - | - |
6-12 | 2 часа в день | - | - | - |
13-18 | 2 часа в день | 30 минут в день | 30 минут в день | - |
Возможно предположить, что абсолютное большинство детей ежедневно выходит за лимиты, приведенные в таблице. Стоит ли из-за этого паниковать? Через какое-то время каждая семья узнает свой ответ, верный или ошибочный.
На заметку родителям: артикуляционная гимнастика
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.
Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребенка.
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
- Необходимо соблюдать определенную последовательность - от простых упражнений к более сложным.
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз.
- Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
- Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
- Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
Общий комплекс артикуляционной гимнастики:
«Заборчик» -Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
«Трубочка» - Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз. Чередовать «Заборчик» - «Трубочка».
«Помидорчик» - Одновременно надуть обе щеки.
«Орешек» - Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой.
«Часики» - Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.
«Кошечка лакает молоко» - Лакательные движения языком (голова не опускается, работает только язычок).
«Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.
«Почистим верхние и нижние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево вправо по верхним зубам, а затем за нижними зубами. Челюсть не двигать (зубы можно "чистить" и снаружи и внутри).
Как воспитывать: "кнутом" или "пряником"?
С незапамятных времен используют обе эти формы наказания. Словарь Даля гласит, что слово «наказать» - это не только наложить санкцию, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию). Наказание – это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребенок знал. Прежде, чем сей воспитательный акт возмездия свершится, все же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно не ЗА ЧТО, а ЗАЧЕМ? И если у вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывайте для профилактики, «на всякий случай».
В любом случае придерживайтесь следующих правил наказания детей:
- При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и, даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.
- При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
- Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
- Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).
- При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
- При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.
Ситуации, когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:
- когда ребенок болен (в этот период психика особенно уязвима, реакции непредсказуемы);
- когда ребенок ест;
- перед сном и после сна;
- во время игры или работы;
- когда Вы в плохом настроении или вне себя от злости (согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло).