Включить версию для слабовидящих

Обеспечение раннего выявления детей с  ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им комплексной помощи.

Для обеспечения раннего выявления детей с  ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им комплексной помощи, при отделе образования создана территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия Изобильненского муниципального района (приказ отдела образования администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 14 июля 2015 г. №  538 «Об утверждении Положения о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Изобильненского муниципального района Ставропольского края») (ТПМПК ИМРСК), на базе образовательных учреждений  организована работа  психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк ОУ).

В процессе развития системы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве основных осуществляются следующие мероприятия:

психолого-педагогическое и медицинское обследование детей на ПМПк ОУ и ТПМПК ИМРСК с целью раннего выявления изменений в состоянии их здоровья;
обобщение и распространение имеющего в ОУ опыта в работе с детьми, имеющими ограничения в здоровье;
организация постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка;
повышение качества подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обеспечивающее необходимы уровень профессионализма в области диагностики и коррекции первичных признаков отклонений в здоровье детей.

Методическое обеспечение системы раннего выявления и специальной помощи детям с  ограниченными возможностями здоровья и их семьям в системе образования Изобильненского района реализуется в следующих направлениях:

совершенствование психолого-педагогических технологий комплексной диагностики;
адресность оказываемой помощи семье и ребенку с отклонениями в развитии;
оптимизация коррекционной работы;
получение новых данных об особых образовательных потребностях детей с выявленными отклонениями в развитии;
создание на основе проведенной диагностики новых технологий психологической  помощи семье проблемного ребенка.

Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Ежегодно отделом образования администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края (далее – отдел образования) пополняется банк данных о детях-инвалидах и о детях с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ).         Ежегодно проводится сверка данных о детях данных категорий с МБУЗ «Изобильненская  ЦРБ», Управлением труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского муниципального района, образовательными учреждениями района.

Сеть образовательных учреждений в Изобильненском муниципальном районе состоит на сегодня из 24 общеобразовательных учреждений, из них – 22 средние школы, 1-основная школа и Центр образования, 34 дошкольных образовательных учреждений,  из них:  33 – муниципальные, 1 – государственное (ГКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №15»). Стабильно функционирует система дополнительного образования, представленная: Детско-юношеской спортивной школой, Центром технического творчества и Центром внешкольного развития.

Общее число детей с ограниченными возможностями здоровья  308 человек, из них дошкольного возраста – 212 человек и  школьного возраста 96 человек. Всего детей-инвалидов 132 человека: дошкольного возраста - 28 человек, школьного возраста  - 104 человека. Число детей-инвалидов, детей с ОВЗ обучающихся на дому – 68 человек, из них дошкольного возраста - 1 человек и школьного возраста – 67 человек. Число детей-инвалидов школьного возраста с сохранным интеллектом, обучающихся на дому - 50 человек.

В части обеспечения общедоступности дошкольного образования  для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов дошкольного возраста в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, создаются условия, которые обеспечивают не только образовательные услуги, но и позволяют развить механизм компенсации имеющегося дефекта, отклонения у каждого воспитанника. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также оказание коррекционных услуг в дошкольных образовательных учреждениях осуществляет 17 коррекционных групп (посещает 197 детей), из них 16 групп для детей с общим недоразвитием речи (185 детей), 1 группа для детей с задержкой психического развития (12 детей).

В соответствии с Решением Совета Изобильненского муниципального района Ставропольского края второго созыва № 75 от 15.08.2013 г., освобождены от оплаты за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Изобильненского муниципального района Ставропольского края в размере 100% семьи, имеющие ребёнка – инвалида и детей с ограниченными возможностями, посещающие компенсирующие группы МДОУ.

Для организации работы с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений в 2016 году Советом Изобильненского района выделено 2352586,00  рублей, краевым бюджетом было выделено – 40680,00 рублей. Отдел образования направляет денежные средства, предусмотренные на индивидуальное обучение детей-инвалидов дошкольного возраста, в дошкольные образовательные учреждения, в которые зачислены дети-инвалиды. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и расчета компенсации затрат родителей (законных) представителей на эти цели предполагает получение только образовательных услуг.

При невозможности организовать обучение ребенка-инвалида на базе дошкольных образовательных учреждений, на постоянной основе организован родительский всеобуч для семей, воспитывающих детей – инвалидов дошкольного возраста на дому, который проводиться в рамках специальных обучающих мероприятий (лекций, семинаров, тренингов), тематических родительских собраний, «горячих линий».

Согласно действующему законодательству дети-инвалиды школьного возраста обеспечиваются бесплатным питанием (около  49 % детей-инвалидов (из малообеспеченных семей), путевками в летние оздоровительные лагеря (около 53 % детей-инвалидов), бесплатными учебниками. Во всех школах созданы условия для реализации права личности на выбор формы и содержания образования, отсутствует конкурсная основа приема детей в 1-е и 10-е классы, ограничения с учетом места жительства.

Для детей с выраженными нарушениями развития и тяжелыми заболеваниями на основе медицинских рекомендаций организовано индивидуальное обучение на дому. В соответствии с инструкциями МО РФ для этой категории детей определяется персональный состав педагогов. Выделяется необходимое количество часов в неделю, составляется расписание, которое доводиться до сведения родителей. Ведутся журналы учета проведенных занятий. Итоговые оценки выставляются в классные журналы. Вопрос организации и осуществления индивидуального обучения находится на контроле в отделе образования и администрации общеобразовательных учреждений. Данные о детях, находящихся на индивидуальном обучении, ежемесячно корректируются и уточняются на основании отчетов, предоставляемых ОУ.

Для детей, имеющих нарушения интеллекта на территории Изобильненского муниципального района функционирует Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 19 VIII вида». Наполняемость классов соответствует норме и составляет 12 человек.          Распорядок дня и расписание уроков составлено с обязательным соблюдением требований СанПина. Расписание утверждено директором образовательного учреждения при согласовании с отделом образования администрации Изобильненского района и Территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Изобильненском районе. Охват детей составляет 100%.

Решением совета Изобильненского муниципального района Ставропольского края № 171 от 18 ноября 2014 года  утверждено Положение об отделе образования администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края, на который возложены функции по социальной поддержке детей – инвалидов.

На территории Изобильненского муниципального района утверждены следующие нормативно – правовые акты:

- Постановление администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 12 декабря 2012 г. № 1915  «Об утверждении Положения о координационном совете по делам инвалидов при главе администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края и его состава»;
- Постановление администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 26 августа 2010 года № 339 «О передаче отдельных государственных полномочий по обучению детей – инвалидов дошкольного возраста на дому»;
- Постановление администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края  от 24 февраля 2014 г. №  328 «О территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Изобильненского муниципального района»;
- Порядок организации индивидуального обучения детей-инвалидов и больных детей на дому в муниципальных образовательных организациях Изобильненского муниципального района Ставропольского края, утвержденный приказом отдела образования от 17 марта 2014г. № 168;
- Порядок предоставления услуги по выявлению и учету детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и школьного возраста утвержденный приказом отдела образования от 28 ноября 2014г. № 782.

Для обеспечения образовательных услуг при отделе образования создана территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия Изобильненского муниципального района (приказ отдела образования администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края  от 14 июля 2015 г. №  538 «Об         утверждении Положения о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Изобильненского муниципального района Ставропольского края»).

В соответствии с приказом Министерства образования Ставропольского края от 22 февраля 2011 года № 105-пр № «Об организации дистанционного  обучения детей-инвалидов в рамках реализации мероприятий «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов, приоритетного национального проекта «Образование» на  территории Изобильненского муниципального района Ставропольского края на базе семи образовательных учреждений организовано 12  рабочих мест  (МКОУ «СОШ № 3», МКОУ «СОШ № 4», МКОУ «СОШ № 6», МКОУ «СОШ № 7», », МКОУ «СОШ № 10», МКОУ «СОШ № 14», МБОУ «СОШ № 19»), в которых обучается 8  детей-инвалидов.

За текущий период отделом образования проведены  организационно – методические консультации для  учителей    образовательных учреждений – 4,  для родителей – 4,  для руководителей образовательных учреждений района - 2.

Общее количество учителей, осуществляющих  обучение детей-инвалидов  за 6 месяцев 2016 года с применением дистанционных образовательных технологий, составило 19 человек, из которых  прошли обучение на курсах повышения квалификации по темам: 

«Организационно-правовые основы реализации инклюзивного образования в массовой школе» - 72 часа – 1 чел.
«Использование средств информационно-коммуникационных технологий для дистанционного образования детей-инвалидов» - 72 часа – 12 чел.
«Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ, в условиях введения ФГОС ДО» - 36 часов – 4 чел.
«Современные технологии логопедического сопровождения детей, имеющих нарушения речи» - 72 часа – 1 чел.
«Эффективные практики реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ» - 36 часов – 1 чел.

Организация  психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих  детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В Изобильненском районе действует разработанный алгоритм взаимодействия различных учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение семей, воспитывающих  детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья(детей с ОВЗ) в условиях психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений (ПМПк ОУ) осуществляется соответствующими специалистами: педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, учителями-дефектологами. В системе образования Изобильненского района разработаны диагностические методики, единые подходы при проведении диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий.

Комплексное диагностическое обследование, предполагающего систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включая прогноз развития, осуществляется специалистамитерриториальной психолого-медико-педагогической комиссией Изобильненского муниципального района (ТПМПК ИМР). С учетом выявленных проблем, на основе ведущего для данного возраста вида деятельности составляются индивидуальные программы обучения и развития.

На базе дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений (ДОУ, ОУ) проводится коррекционно-развивающая работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ, как дополнительная и необходимая составляющая их успешной социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса оказывает  17 коррекционных групп (посещает 197 детей), из них 16 групп для детей с общим недоразвитием речи (185 детей), 1 группа для детей с задержкой психического развития (12 детей). На базе дошкольных образовательных учреждений функционируют 2 логопедических пункта, которые посещает 26 детей.

В ДОУ широко применяется инклюзивное образование (на базе ДОУ №№ 1, 14, 17, 20, 23, 34, 42). В ДОУ организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, а также создан особый морально-психологический климат, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка с ОВЗ и на желании ему помочь.

С детьми, которые в силу специфичности нарушений не могут получить квалифицированную помощь в ДОУ и ОУ Изобильненского района, педагогами проводятся комплексные индивидуальные, групповые, подгрупповые занятия на дому. Большое внимание уделяется тому, чтобы разъяснить родителям возможность и важность адекватного обучения ребенка в соответствии с его психофизическими и когнитивными возможностями.

В работе используются основные принципы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих  детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

рекомендательный характер советов сопровождающего,
приоритет интересов сопровождаемого, “на стороне ребенка”,
непрерывность сопровождения,
мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа “команды” специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

В ДОУ и ОУ для родителей, воспитывающих  детей с ОВЗ,  проводятся круглые столы, семинары, беседы, индивидуальные психологические консультации, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, разработаны буклеты, оформлены стендовые материалы, оказывается психологическая помощь.

Создание условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья для их занятий физической культурой и спортом

Администрацией ДОУ и  ОУ проведена работа по обследованию, анкетированию и паспортизации приоритетных спортивных сооружений на предмет их доступности, безопасности, комфортности и информативности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках данного направления отделом образования администрации Изобильненского муниципального района  Ставропольского края запланировано:

повышение квалификации и переподготовка кадров в области физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений (ДОУ, ОУ), работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, предметами длительного пользования, спортивно-технологическим и учебным оборудованием, инвентарем и т.д.;
проведение соревнований для лиц с ограниченными возможностями здоровья. 
выпуск полиграфической продукции по вопросам физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья, что, несомненно, позволит создать условия для увеличения посещаемости спортивно-зрелищных мероприятий лицами с ограниченными возможностями здоровья; привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в спортивные школы; обеспечения жителей Изобильненского района - лиц с ограниченными возможностями здоровья, исчерпывающей информацией о физкультурно-массовой работе в Изобильненском районе. 

 



Бесплатный хостинг uCoz
Copyright MyCorp © 2024